Суть доработки: установка вспомогательного электронасоса в сливном трубопроводе печки с добавлением перекрываемого байпаса (дополнительной ветки) в обход радиатора печки (использован электронасос отопителя от «Газели», 1500 руб.)
Идея установки электропомпы от «Газели» в сливной трубопровод печки не является новой: многие владельцы «классики» ставят ее для лучшей циркуляции жидкости через отопитель зимой. При этом единственно верное место установки – после радиатора отопителя, а не перед ним: небольшой вакуум в теплообменнике предпочтительнее избыточного давления, если насос будет случайно включен при закрытом кране печки.
Я же подумал, что неплохо было бы использовать наличие электронасоса и в жару, ведь чем сильнее циркуляция в системе, тем лучше охлаждение жидкости. Для этого и нужен байпас: при выключенной печке (в салоне летом и так жарко) и открытом кране (использован керамический кран 2108) дополнительной ветки, расположенной в подкапотном пространстве, включение электропомпы позволяет быстрее откачивать перегретую жидкость из головки блока цилиндров и препятствует возникновению кавитации (завоздушиванию крыльчатки) основного (механического) насоса.
Кроме того, такая система позволяет быстро остудить выключенный двигатель при необходимости.
Вспомогательный электронасос установлен на брызговике правого крыла (рядом с технологическим отверстием амортизатора) и закрыт гофрой для изоляции от избыточного тепла выпускного коллектора и приемной трубы.
Помимо уже упомянутых элементов, доработка потребовала ручного подгона по месту (иногда с обрезкой) новых патрубков (использованы патрубки систем отопления разных моделей ВАЗ) и трубок (использованы трубки радиатора печки от «классики» с обрезкой фланцев). Для крепления патрубков на трубках, электропомпе, тройнике и кране байпаса применены хомуты фирмы «Norma». Вторым тройником служит специальный патрубок 2110.
Монтаж и демонтаж доработки предельно прост, что обусловлено большим объемом свободного места в подкапотном пространстве: для снятия новой системы в сборе достаточно снять корпус воздушного фильтра («кастрюлю»), ослабить 4 хомута (на трубках печки), вывернуть два самореза крепления электронасоса к кузову и отсоединить плюсовой разъем электронасоса.
При этом сама электропомпа отопителя «Газели» (вне зависимости от производителя) имеет существенный недостаток: качающий узел довольно быстро теряет герметичность, поэтому рекомендую сразу частично разобрать насос и как следует промазать границы проточной части герметиком. По прокладке я использовал красный высокотемпературный силиконовый герметик «Abro», а снаружи и по винтам – казанский силиконовый (белый). Кстати, по этой же схеме удалось в свое время победить неприятную течь по креплению трубки «печка–помпа» к корпусу насоса охлаждающей жидкости.
Новая доработанная система охлаждения безупречно отработала в боевых условиях Байкальской поездки (охлаждающая жидкость за 20 000 не самых простых километров пробега ни разу не перегрелась).
Автор CheMistT34