В системе зажигания двигателя 11183 (рис. 1) применяется 4-выводная катушка зажигания, представляющая собой блок двух 2-выводных катушек зажигания. Система зажигания не имеют подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания и регулировок, за исключением свечей зажигания.
Рис. 1 - Система зажигания ВАЗ (с двигателем 11183):
1 - аккумуляторная батарея; 2 - реле главное; 3 - выключатель зажигания; 4 - свечи зажигания; 5 - катушка зажигания; 6 - контроллер; 7 - датчик положения коленчатого вала; 8 - задающий диск.
Управление током в первичных обмотках катушек зажигания осуществляется контроллером, использующим информацию о режиме работы двигателя, получаемую от датчиков системы управления двигателем. Для коммутации первичных обмоток катушек зажигания контроллер использует мощные транзисторные вентили (рис. 1).
В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом "холостой искры". Цилиндры двигателя объединены в пары 1-4 и 2-3, и ценообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра).
В связи с постоянным направлением тока в первичной и вторичной обмотках, ток ценообразования одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а второй - с бокового на центральный.
Катушка зажигания
Катушка зажигания имеет следующие цепи:
Цепь питания первичных обмоток
Напряжение бортсети автомобиля поступает с главного реле (реле зажигания) на контакт "15" 4-выводной катушки зажигания.
Цепь управления первичной обмоткой катушки зажигания 1 и 4 цилиндров, контакт "1b"
Контроллер коммутирует на массу цепь первичной обмотки катушки зажигания, выдающей высокое напряжение на свечи зажигания цилиндров 1 и 4.
Цепь управления первичной обмоткой катушки зажигания 2 и 3 цилиндров, контакт "1а"
Контроллер коммутирует на массу цепь первичной обмотки катушки зажигания, выдающей высокое напряжение на свечи зажигания цилиндров 2 и 3.
Снятие катушки зажигания
1 Выключить зажигание.
2 Отсоединить колодку жгута системы зажигания от катушки зажигания.
3 Отсоединить жгут высоковольтных проводов от катушки зажигания.
4 Отвернуть четыре винта крепления катушки к кронштейну и снять катушку зажигания (ключ 5 для внутреннего шестигранника).
ВНИМАНИЕ. Демонтаж высоковольтных проводов осуществлять только за защитный колпачок.
Установка катушки зажигания
1 Установить катушку зажигания на кронштейн, завернуть и затянуть винты крепления. Момент затяжки винтов 3,3...7,8 Н.м (ключ 5 для внутреннего шестигранника, головка сменная 5 для внутреннего шестигранника, ключ моментный).
2 Присоединить жгут высоковольтных проводов к выводам катушки зажигания.
3 Присоединить колодку жгута системы зажигания к катушке зажигания.
Рис. 2 - Расположение катушки зажигания на двигателе 11183:
1 - катушка зажигания