На автомобиле техническое состояние датчиков определяется автоматически при проверке ЭСУД посредством встроенной диагностики, индикатором которой является контрольная лампа «CHECK ENGINE» («Проверьте двигатель»), расположенная в комбинации приборов. Она информирует водителя о том, что в системе управления двигателем возникла неисправность, а также выдает диагностические коды, хранящиеся в памяти контроллера, чтобы помочь специалисту найти неисправность.
При включении зажигания контрольная лампа загорается и. пока двигатель еще не работает, происходит проверка исправности системы. После пуска двигателя лампа должна гаснуть. Если она продолжает гореть, значит, система встроенной диагностики обнаружила неисправность.
Для указания источника неисправности служат двузначные диагностические коды 12..61. У различных контроллеров коды неисправностей могут отличаться. В табл. 1 представлена расшифровка диагностических кодов неисправностей датчиков применительно к контроллеру отечественного типа «Январь-4».
Таблица 1. Коды неисправностей контроллера типа «Январь-4».
Код |
Неисправность |
12 |
Неисправность диагностической цепи контрольной лампы |
14 |
Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
15 |
Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
19 |
Ошибка датчика положения коленчатого вала |
21 |
Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
22 |
Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
24 |
Отсутствует сигнал датчика скорости автомобиля |
33 |
Ошибка датчика массового расхода воздуха (высокая частота сигнала на выходе датчика) |
34 |
Ошибка датчика массового расхода воздуха (низкая частота сигнала на выходе датчика) |
43 |
Ошибка датчика детонации |
Когда неисправность обнаружена, код заносится в память контроллера и включается контрольная лампа «CHECK ENGINE». Это не означает, что автомобиль должен быть немедленно остановлен, а двигатель - выключен, но причина включения лампы должна быть выяснена при первой же возможности. Если неисправность пропадает, контрольная лампа гаснет обычно через 10 с, но код неисправности будет храниться в памяти контроллера.
Коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера, могут быть прочитаны специальным диагностическим прибором либо подсчетом числа вспышек лампы «CHECK ENGINE».
Для считывания кодов с помощью лампы необходимо соединить вывод «В» (рис. 1) колодки диагностики с выводом «А» или с «массой».
Рис. 1. Колодка диагностики "Январь-4":
А - контакт, соединенный с «массой»; В - диагностический контакт для подачи сигнала на контроллер; G - контакт управления электробензонасосом; М - контакт выдачи информации (канал последовательных данных).
Колодка диагностики на автомобилях ВАЗ расположена в салоне под панелью приборов. После соединения контактов «А» и «В» включите зажигание. Лампа «CHECK ENGINE» вспышками три раза подряд высветит код «12» в такой последовательности: вспышка, паура (1..2 с), вспышка, вспышка, длинная пауза (2-3 с), и так еще два раза (рис. 3). Код «12» говорит о том, что работает система диагностики. Если код «12» не высвечивается, то имеются неполадки в самой системе диагностики. После высвечивания кода «12» лампа «CHECK ENGINE» выдает коды неисправностей (три раза подряд), если последние существуют, или просто продолжает высвечивать код «12» в случае, когда неисправности не установлены.
Рис. 2. Выдача кода "12" контрольной лампой «Check engine».
Если в памяти контроллера хранится более одного кода неисправностей, то каждый из них высвечивается трижды. По окончании диагностики размыкать выводы «А» и «В» колодки диагностики разрешается лишь через 10 с после выключения зажигания.
Стирают коды из памяти контроллера по окончании ремонта. Для стирания необходимо отключить питание контроллера не менее чем на 10 с отсоединением клеммы «минусового» провода от вывода «-» аккумуляторной батареи или удалением предохранителя защиты контроллера. Чтобы не повредить контроллер, включать и отключать его питание необходимо только при выключенном зажигании.
Следует отметить, что считывание диагностических кодов контроллеров фирмы Bosch возможно только с помощью специального диагностического прибора DST-2, а лампа «CHECK ENGINE» в этих системах лишь сигнализирует о возникшей неисправности, но не дает информацию о ее характере.