Принцип работы диагностического и управляющего датчиков концентрации кислорода Газель Бизнес.
Датчик представляет собой гальванический источник тока, выходное напряжение которого зависит от концентрации кислорода в окружающей датчик среде. По сигналу датчика о наличии кислорода в отработавших газах ЭБУ корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав рабочей смеси был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, после вступления в химическую реакцию с электродами датчика создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 до 0,9 В.
Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует). Когда датчик находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, так как его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое — несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру). Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °C. По мере прогрева сопротивление датчика падает, и он начинает генерировать выходной сигнал. Тогда ЭБУ начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура. Датчик концентрации кислорода может быть «отравлен» в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеры сгорания цилиндров. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу датчика из строя. В случае выхода из строя датчика или его цепей ЭБУ управляет топливоподачей по разомкнутому контуру.
Диагностический датчик концентрации кислорода установлен после каталитического нейтрализатора в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Главной функцией датчика является оценка эффективности работы каталитического нейтрализатора отработавших газов. Сигнал, генерируемый датчиком, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после каталитического нейтрализатора. Если каталитический нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Снятие управляющего датчика концентрации кислорода
Снимаем управляющий датчик концентрации кислорода для замены, а также при демонтаже приемной трубы системы выпуска отработавших газов.
Датчик демонтируем при выключенном зажигании.
Нажав фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем.
отсоединяем от нее колодку проводов датчика.
Рожковым ключом «на 22» отворачиваем управляющий датчик концентрации кислорода.
Если рожковым ключом не удалось отвернуть датчик, то можно разобрать колодку проводов датчика и отвернуть датчик накидным ключом, продев провода через кольцо ключа. Вышедший из строя датчик можно отвернуть накидным ключом, перерезав провода датчика.
Вынимаем управляющий датчик концентрации кислорода.
Устанавливаем управляющий датчик концентрации кислорода в обратной последовательности. Чтобы в процессе эксплуатации автомобиля датчик не «прикипел» к приемной трубе, перед установкой датчика наносим на его резьбовую часть тонким слоем противозадирную высокотемпературную присадку на основе графита.
Снятие диагностического датчика концентрации кислорода
Снимаем диагностический датчик концентрации кислорода для замены, а также при демонтаже приемной трубы системы выпуска отработавших газов.
Датчик демонтируем при выключенном зажигании.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
Отгибаем лапку держателя жгута проводов системы управления двигателем и отводим колодки жгута и проводов датчика от рамы над каталитическим нейтрализатором.
Нажав фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем, разъединяем колодки жгута проводов и проводов датчика.
Рожковым ключом «на 22» выворачиваем датчик из резьбового отверстия приемной трубы.
и снимаем диагностический датчик концентрации кислорода.
Если рожковым ключом не удалось отвернуть датчик, то можно разобрать колодку проводов датчика и отвернуть датчик накидным ключом, продев провода через кольцо ключа. Вышедший из строя датчик можно отвернуть накидным ключом, перерезав провода датчика. Устанавливаем диагностический датчик концентрации кислорода в обратной последовательности. Чтобы в процессе эксплуатации автомобиля датчик не «прикипел» к приемной трубе, перед его установкой наносим на резьбовую часть датчика тонким слоем противозадирную высокотемпературную присадку на основе графита.