Наиболее быстро коррозия развивается в скрытых полостях и нижних частях кузова при попадании влаги, грязи, солей, кислот.
В связи с этим в процессе эксплуатации автомобиля требуется дополнительная защита внутренних поверхностей и скрытых полостей кузова нанесением специальных противокоррозионных составов, а в соединениях деталей - нанесением уплотнительных мастик.
Применяемые материалы для противокоррозионной обработки указаны в таблице 8-1.
Противокоррозионные составы для обработки кузова
Наименование состава | Марка | Рабочая вязкость в сек при 20 ОС по ВЗ-4 | Вид растворителя, разбавителя | Режим сушки | |
Температура, ОС | Время, мин | ||||
Антикоррозионный материал | Merkasol 831 ML | 15 - 40 | Уайт-спирит, бензин | 20 20 | 20 - 30 |
Защитное пленочное покрытие | НГ-216Б | 18 - 22 | Уайт-спирит, бензин | 20 | 20 |
Мастика противошумная | Merkasol 845 AL | Высокой вязкости | Ксилол, сольвент | 100-110 | 30 |
Пластикат поли-хлорвиниловый | Пластизоль Д-11А | То же | - | 130 | 30 |
Пластикат | Пластизоль Д-5А | То же | — | 130 | 30 |
Мастика невысыхающая | 51-Г-7 | То же | — | — | — |
Антикоррозионный материал Merkasol 831 ML и Mercasol Transparent ML, Non Drip Transparent используется для обработки скрытых полостей. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 2-3 года. Антикоррозионный материал допускает обработку поверхностей ржавых и влажных поверхностей.
Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия частей автомобиля под кузовом.
Мастика противошумная битумная БПМ-2 применяется для защиты от коррозии днища кузова и для уменьшения шума. Толщина покрытия 1,0-1,5 мм.
Пластизоль Д-11А используется для защиты днища кузова от коррозии, от абразивного износа и для шумоизоляции. Толщина покрытия 1,0-1,2 мм. Пластизолем Д-11А обработаны днища новых автомобилей.
Пластизоль Д-5А применяется для герметизации сварных швов.
Невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова.
Во внутренние полости противокоррозионное вещество напыляется способом воздушного или безвоздушного распыления.
При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 0,5 - 0,8 МПа (5 - 8 кгс/см2), пистолет-краскораспылитель с бачком, шланги и удлинительные насадки для пистолета. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением 4-12 МПа (40-120 кгс/см ), которое позволяет распылять материалы значительной вязкости.
Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей
Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется выполнять только на станциях технического обслуживания автомобилей.
Порядок выполнения операций для защиты от коррозии скрытых полостей:
- установите автомобиль на подъемник, снимите детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости;
- промойте водой температурой 40-50 ОС через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (таблица 8-2) и низ кузова до вытекания чистой воды. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты;
- удалите влагу, попавшую в салон и багажное отделение, продуйте сжатым воздухом все места нанесения противокоррозионного состава;
- перегоните автомобиль в камеру нанесения противокоррозионного состава и поставьте на подъемник, нанесите распылением противокоррозионный материал Merkasol 831 ML или Mercasol Transparent ML или Non Drip Transparent в места, показанные на рис. 8-2 и 8-3 и 8-4;
- опустите автомобиль с подъемника, очистите от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Восстановление противокоррозионного и противошумного покрытия низа кузова и арок колес
В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги. В результате мастика и грунт повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии.
При повреждениях покрытия пластизоля Д-11А без нарушения слоя грунта поврежденные участки очистите от грязи и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью нанесите мастику Merkasol 845 AL толщиной 1,5 мм. Высушите покрытие в естественных условиях в течение суток или при температуре 90ОС в течение 30 мин.
При значительных повреждениях защитного покрытия с повреждением слоя грунта очистите от грязи и ржавчины поврежденные участки поверхности до металла и на сухую обезжиренную поверхность нанесите первичный грунт. На загрунтованные участки поверхности нанесите кистью мастику Merkasol 845 AL.
Если срок эксплуатации автомобиля не превышает 1-1,5 года, перекрытие нового слоя мастики по старому должно быть минимальным. При более длительной эксплуатации автомобиля с данным покрытием днища мастику наносите по всей поверхности днища и арок колес.
В холодное время года мастику перед употреблением выдержите в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20 ОС. В случае загустевания мастики разбавьте ее ксилолом, но не более 3%.
Лакокрасочное покрытие очистите от загрязнений мастикой ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Устранение коррозии сварных соединений, зафланцовок, мест соединения деталей кузова
Очистите ремонтируемый участок от грязи, промойте водой.
Протрите поверхность насухо.
Выступающие заусенцы, острые кромки, выплески сварки (при наличии), а также отслоившееся и вспученное лакокрасочное покрытие и видимую коррозию осторожно удалите с помощью шлифинструмента, не повреждая соседние окрашенные участки.
Удалите шлифовочную пыль.
Обработайте зачищенные до металла участки и не удаляемую механически коррозию ветошью, смоченной в преобразователе "АнтиОкси".
Дайте выдержку 3...5 минут, поддерживая обрабатываемые поверхности во влажном состоянии составом “АнтиОкси”.
Удалите ветошью, смоченной в преобразователе "АнтиОкси", продукты коррозии в виде налета на прилегающих окрашенных участках. Удаление налета ржавчины производите аккуратно, не допуская попадания состава на неповрежденное лакокрасочное покрытие.
Промойте обработанные поверхности водой, обдуйте сжатым воздухом, просушите в естественных условиях.
Обезжирьте обработанные участки соединения деталей кузова (зафланцовку, сварное соединение), нанесите грунт, затем слой шовной мастики типа Terokal 8021-52, эмаль в цвет кузова из числа материалов, используемых на участке окраски. Сушку грунта, шовной мастики и эмали производите лампой инфракрасного излучения.
Обработайте скрытые сечения антикоррозийным защитным материалом Merkasol 831 ML или Mercasol Transparent ML или Non Drip Transparent, а не видовые окрашенные поверхности -материалом Merkasol 845 AL.