Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенде для разборки и слейте из картера масло.
Отсоедините от дроссельного патрубка 6 (см. рис.2-6) шланги 5 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также трубку 2 вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу 7.
Снимите шланг 1 (рис. 2-8) топливного трубопровода, отсоединив его от топливной рампы 2.
Отверните пять гаек, снимите ресивер 7 (см. рис.2-6) с прокладкой и кронштейном экрана двигателя.
Отсоедините от форсунок жгут проводов, снимите топливную рампу 2 (рис.2-8), отвернув два болта 3 крепления к впускной трубе 4.
Рис. 2-8. Снятие элементов системы питания:
1 - шланг топливного трубопровода; 2 - топливная рампа; 3 - болт; 4 - впускная труба.
Снимите щиток стартера.
Отверните гайки и снимите впускную трубу.
Отверните гайки 7 (рис. 2-9) и снимите экран 6. Отверните гайки 1, 4 и снимите выпускной коллектор 2.
С левой стороны двигателя снимите катушку зажигания, с правой - датчик детонации. Снимите компрессор кондиционера соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Система кондиционирования воздуха».
Ослабьте гайки 8 (см. рис. 2-61) выверните болт 5 и снимите ремень 7 привода вспомогательных агрегатов. Снимите генератор, кронштейн генератора, механизм натяжения.
Рис. 2-9. Снятие выпускного коллектора:
1 - гайка; 2 - выпускной коллектор; 3 - шпилька; 4 - гайка; 5 - шайба; 6 - экран коллектора; 7 - гайка крепления экрана.
Снимите насос охлаждающей жидкости.
Отверните болты 2 (см. рис.2-10) и снимите насос 9 гидроусилителя рулевого управления.
Рис. 2-10. Снятие масляного фильтра:
1 - пластина; 2 - болт крепления насоса гидроусилителя; 3 - болт крепления кронштейна масляного фильтра; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - прокладка; 6 - кронштейн масляного фильтра;
7 - штуцер; 8 - масляный фильтр; 9 - насос гидроусилителя рулевого управления.
Приспособлением отверните и снимите масляный фильтр 8 с прокладкой. Отверните болты
3 и снимите кронштейн 6 масляного фильтра.
Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод
отвода жидкости к отопителю.
Снимите демпфер коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором A.60330/R (рис. 2-11) и
отвернув ключом гайку.
Выверните датчик 11 (рис 2-12) контрольной лампы давления масла. Снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер, фиксатор шестерни привода масляного насоса, масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и извлеките маслоотделитель вентиляции картера.
Снимите крышку головки цилиндров, с кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора. Снимите крышку привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.
Рис. 2-11. Снятие маховика:
1 - ключ; 2 - маховик; 3 - болт крепления маховика; 4 - шайба; 5 - фиксатор A.60330/R для удержания маховика от проворачивания; 6 - передняя крышка картера сцепления.
На двигатель устанавливаются гидронатяжители и трубки подвода масла двух вариантов. Трубки и гидронатяжители не взаимозаменяемы.
Для первого варианта: отверните штуцер трубки 4 (рис. 2-12) подачи масла и отсоедините ее от натяжителя 6. Отверните гайки крепления натяжителя к головке цилиндров, снимите его и, отвернув болт, снимите башмак 2 натяжителя цепи 1.
Отверните штуцер трубки 4 подвода масла от переходника 9, снимите трубку.
Отверните болт 10, снимите переходник 9 и уплотнительные шайбы.
Рис. 2-12. Элементы механизма натяжения цепи:
1 - цепь; 2 - башмак натяжителя; 3 - трубка подвода масла к натяжителю (вариант 2); 4 - трубка подвода масла к натяжителю (вариант 1); 5 - болт крепления тубки; 6 - натяжитель цепи; 7 - звездочка распределительного вала; 8 - успокоитель; 9 - переходник; 10 - болт крепления трубки;11 - датчик контрольной лампы давления масла; 12 - звездочка валика привода масляного насоса; 13 - звездочка коленчатого вала.
Для второго варианта (устанавливается с 08. 2008 г.): отверните болт 5 крепления трубки 3 подвода масла к натяжителю 6, снимите уплотнительные шайбы.
Отверните болт 10 крепления трубки 3 к блоку цилиндров, снимите трубку и уплотнительные шайбы.
Снимите звездочки 12 и 7 привода масляного насоса, распределительного вала и цепь. Ослабьте гайки шпилек 4 (рис. 2-13). Снимите корпус подшипников распределительного вала. Отвернув гайки шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса подшипников, извлеките распределительный вал.
Рис. 2-13. Снятие упорного фланца распределительного вала:
1 - упорный фланец; 2 - распределительный вал; 3 - корпус подшипников; 4 - шпилька крепления упорного фланца.
Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее.
Снимите упорный фланец 1 (рис. 2-14) валика привода масляного насоса и извлеките валик из блока цилиндров.
Рис. 2-14. Снятие валика привода масляного насоса:
1 - упорный фланец; 2 - болт крепления фланца; 3 - валик привода масляного насоса; 4 - ключ.
Рис. 2-15. Снятие звездочки коленчатого вала универсальным съемником.
Универсальным съемником снимите звездочку с коленчатого вала (рис. 2-15).
Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно извлеките через цилиндры поршни с шатунами. Пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При снятии шатунно-поршневой группы выпрессовывать шатунные болты из шатунов не допускается.
Установите фиксатор 5 (см. рис. 2-11), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала. Снимите переднюю крышку картера сцепления.
Специальным съемником извлеките подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу (рис. 2-16).
Рис. 2-16. Выпрессовывание подшипника вала коробки передач из коленчатого вала.
Снимите держатель сальника коленчатого вала.
Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Сборку двигателя производите следующим образом.
Установите на стенд чистый блок и заверните в него отсутствующие шпильки.