Сборку двигателя производите следующим образом.
Установите на стенд чистый блок и заверните в него отсутствующие шпильки.
Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливайте новые сальники коленчатого вала.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При установке переднего сальника фирмы «Фройденберг» коленчатого вала используйте специальную оправку (LTS.01.102).
При установке заднего сальника фирмы «Фройденберг» коленчатого вала используйте специальное приспособление (LTS.01.101).
Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности. В остальные гнезда блока цилиндров уложите вкладыши с канавкой, а в соответствующие крышки - вкладыши без канавки.
Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца (рис. 2-17).
Рис. 2-17. Установка упорных полуколец на задней опоре.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой).
С передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны - металлокерамическое (желтого цвета).
Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (рис. 2-18). Затяните болты крепления крышек.
Рис. 2-18. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя).
Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите индикатор на магнитной стойке и вставьте концы двух отверток, как показано на рис. 2-19. Перемещая вал отвертками, замерьте индикатором осевой свободный ход вала. Он должен быть в пределах 0,060,26 мм. Если свободный ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины.
Рис. 2-19. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала.
Установите на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя (рис. 2-20) вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Установите держатель с сальником на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров.
Рис. 2-20. Держатель заднего сальника коленчатого вала. Стрелками показаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала.
Установите по двум центрирующим втулкам (рис. 2-21) переднюю крышку 6 (см. рис. 2-11) картера сцепления. Прикрепите крышку гайками к держателю заднего сальника.
Рис. 2-21. Установочные штифты сцепления (черные стрелки) и центрирующие втулки картера сцепления (белые стрелки).
Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором A.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.
С помощью втулки для обжима поршневых колец вставьте в цилиндры поршни с шатунами (рис. 2-22).
Рис. 2-22. Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи втулки для обжима колец и центрирующие втулки головки цилиндров (показаны стрелками).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.
Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Установите шатуны и крышки на шейки коленчатого вала и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.
Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.
Установите в блок цилиндров две центрирующие втулки (см. рис. 2-22) и установите по ним прокладку головки цилиндров.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При сборке двигателя необходимо всегда устанавливать новую прокладку под головку цилиндров. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается.
Перед установкой прокладки необходимо удалить все масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. При попадании масла - обезжирить прокладку.
Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.
Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров в сборе с клапанами.
Рис. 2-23. Порядок затягивания болтов головки цилиндров.
Затяните болты крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 223. Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема:
1-й прием - затяните болты 1-10 моментом 20 Нм (2 кгсм);
2-й прием - затяните болты 1-10 моментом 69,4-85,7 Нм (7,1-8,7 кгсм), а болт 11 - моментом 31,36-39,1 Нм (3,2-3,99 кгсм);
3-й прием - доверните болты 1-10 на 90О;
4-й прием - снова доверните болты 1-10 на 90О
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Болты крепления головки цилиндров допускается повторно применять только в том случае, если стержень болта вытянулся не более, чем до 117 мм. Если длина болта больше, то замените его новым.
Перед сборкой двигателя заблаговременно смажьте резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло. Затем дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. Удалите масло из отверстий под болты в блоке цилиндров.
Поверните маховик в такое положение, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 2-24).
Рис. 2-24. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.
Проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала (рис. 2-25). Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников (рис. 2-26). Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров так, чтобы установочные втулки вошли в гнезда корпуса подшипников. Закрепите корпус подшипников, затягивая гайки в последовательности, указанной на рис. 2-27.
Рис. 2-25. Установочные втулки для корпуса подшипников распределительного вала.
Рис. 2-26. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников:
1 - метка на звездочке; 2 - метка на корпусе подшипников.
Рис. 2-27. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала.
Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.
Установите цепь привода распределительного вала:
- наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. 2-26). Болт звездочки не затягивайте до упора;
- установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
- установите башмак натяжителя цепи и гидронатяжитель;
- установите трубку гидронатяжителя;
- проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников (см. рис. 2-24 и 2-26);
- если метки совпадают, то заблокировав маховик фиксатором A.60330/R (см. рис. 2-9), окончательно затяните болты звездочек, отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.
Установите крышку привода распределительного вала (рис. 2-28) с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.
Рис. 2-28. Крышка привода распределительного вала. Стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала.
Установите демпфер коленчатого вала и закрепите его гайкой.
Установите кронштейн насоса гидроусилителя с насосом в сборе.
Установите масляный фильтр с прокладкой, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
Установите масляный насос 1 (рис. 2-29) и масляный картер с прокладкой.
Рис. 2-29. Установка масляного насоса:
1 - масляный насос; 2 - фиксатор сливной трубки; 3 - сливная трубка маслоотделителя.
Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Установите ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Регулировка натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов».
Установите на двигатель компрессор кондиционера и ремень его привода соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Система кондиционирования воздуха».
Установите на головку цилиндров подводящую трубу радиатора отопителя и выпускной патрубок.
Установите на головку цилиндров выпускной коллектор 2 (рис. 2-9), экран 6 и впускную трубу 4 (рис. 2-8).
Установите на двигатель щиток стартера.
Установите датчики контрольных приборов.
Установите шестерню привода масляного насоса и фиксатор шестерни. Заверните свечи зажигания и затяните их динамометрическим ключом.
Установите крышку головки цилиндров с прокладкой, кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора.
Установите катушку зажигания и датчик детонации.
Установите на впускную трубу топливную рампу и закрепите ее болтами 3 (см. рис.2-8). Подсоедините к форсункам жгут проводов. Перед установкой топливной рампы смажьте моторным маслом уплотнительные кольца форсунок.
Подсоедините трубку подвода топлива к рампе.
Установите на впускную трубу прокладку, ресивер 7 (см. рис.2-6), кронштейн экрана двигателя и заверните пять гаек.
Присоедините к ресиверу дроссельный патрубок с прокладкой.
Присоедините к дроссельному патрубку шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, шланг вентиляции картера.
Залейте моторное масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.
Обкатка двигателя после ремонта
Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу:
750-800 мин-1 ................. 2 мин
1000 мин-1 ..................... 3 мин
1500 мин-1 ...................... 4 мин
2000 мин-1 ...................... 5 мин
Установив на стенде и запустив двигатель, проверьте следующее:
- нет ли течи охлаждающей жидкости или топлива между сопрягаемыми деталями, из соединений трубопроводов и через прокладки;
- давление масла и нет ли подтекания масла через прокладки;
- частоту вращения на холостом ходу;
- нет ли посторонних стуков.
Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите испытания.
При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой цилиндров или через прокладки между масляным картером двигателя, блоком цилиндров и крышками подтяните болты крепления рекомендуемым моментом. Если течь масла не прекращается, проверьте правильно ли установлены прокладки и при необходимости замените их.
Так как после ремонта двигатель еще не приработался и трение рабочих поверхностей новых деталей оказывает значительное сопротивление вращению, необходим определенный период приработки.
Указанное в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунных и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также прохонингованы цилиндры.
Поэтому во время обкатки отремонтированного двигателя не подвергайте его максимальным нагрузкам. Обкатка двигателя должна продолжаться на автомобиле с соблюдением тех скоростей движения, которые рекомендуются для периода обкатки автомобиля.